НОВОСТИ
Все
новости

03.12.10

Появился новый образ Хорплоши. За понравившийся Вам образ Вы можете проголосовать на странице " Поиск образа".Подробнее...

Дошкольное воспитание № 09.2007

«Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление. Она должна войти в привычку.»
В.Г.Сухомлинский

Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию  непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духовную нить, которая связала бы его с ребенком. В коллективном воспитании очень важно, чтобы связующая нить проходила через каждого ребенка, только тогда возможно развитие индивидуальных качеств детей. Если педагогу удается установить духовный контакт с каждым воспитанником,процесс воспитания становится интересен и взрослому и ребенку.  Главное- постараться сохранить эту связь, не дать ей оборваться.

Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста начинается с формирования понятий «хорошо» и «плохо» и с осознания своих поступков как хороших или как плохих. Как объяснить ребенку, что каждый хороший поступок - это крупица добра, вложенная в огромный мир доброты? От нее становиться теплее, светлее и радостнее, а каждый плохой поступок - крупица зла, от которой становится темно и страшно. Как помочь малышу почувствовать необходимость вклада в «хорошо» и осознать ответственность за вклад в «плохо»? Понятия «хорошо» и «плохо» для ребенка абстракция, потому что их нельзя потрогать и увидеть. Как «оживить» эти понятия?Как заставить их "работать"?

Ответить на эти вопросы нам помогла Хорплоша-это выдуманный персонаж, который наблюдает за поступками детей.

Идея проста. Если ребенок совершает хорошие поступки, она сама становится доброй, радушной и аккуратной. А если Хорплоша видит плохие поступки, она превращается в злое и безобразное существо. С помощью Хорплоши ребенку легче понять,что каждый его поступок имеет очень большое значение.

Что может быть интереснее игры? Конечно же только игра с персонажем. На примере Хорплоши ребенку легко понять, что каждый его поступок имеет очень большое значение. Для того, чтобы выявить ее влияние, я предложила провести работу по введению Хорплоши в жизнь детского сада.

Знакомство с персонажем Хорплоша.

Цель: Формирование нравственных качеств с использованием сказочного персонажа.
Идея: Дать понятие детям, что каждый их поступок значим.
Материал: Изображение доброй и злой Хорплоши.

Рисунки с изображением поступков детей:
Девочка ухаживает за домашними животными. 
Мальчик уступает место в автобусе 
Мальчик вешает кормушку для птиц.
Девочка кидает фантик мимо урны. 
Мальчик дергает девочку за косичку. 
Мальчик вырывает с корнем цветы.
Ход занятия:
Воспитатель: Вчера я возвращалась домой с очень тяжелой сумкой. До дома было далеко, а руки мои уже устали. Я остановилась, чтобы отдохнуть. И тут ко мне подошло симпатичное существо и представилось Хорплошей. Она была в розовой мягкой шубке с озорными ушками на макушке и очень добрыми и веселыми глазами, добро искрилось от нее, и она вся светилась. Хорплоша сказала мне : 
- Я вижу как Вы устали, давайте я помогу вам нести сумки. 
-Большое спасибо! – ответила я, ваша помощь была бы мне очень полезна. И мы понесли вдвоем мою тяжелую сумку. По дороге мы с ней мило беседовали, я сказала, что работаю в детском саду. Хорплоша очень обрадовалась, рассказала мне о себе, и просила передать вам. Оказывается, Хорплоша всегда наблюдает за поступками детей. Если дети совершают хорошие поступки, она становится радушной, аккуратной – вот такой (показ изображения доброй Хорплоши) и творит добро. А если дети злят ее плохими поступками она превращается в злую, безобразную – вот такую (показ изображения злой Хорплоши) и начинает делать пакости. Вчера у Хорплоши было хорошее настроение, поэтому она вся светилась и творила добро. Когда она проводила меня до дома, я пригласила ее на чай, но она любезно отказалась и ответила:
- Мне сегодня еще очень много нужно сделать добрых дел, я боюсь, что не успею. Я зашла домой и наблюдала за ней из окна. Хорплоша помогала бабушке перейти через дорогу, собрала разбросанный на остановке мусор и выкинула его в урну для мусора. Хорплоша торопилась делать добрые дела. Она боялась встретить детей, которые совершали плохие поступки. Ей очень не хотелось злиться.
Когда мы расставались, Хорплоша подарила мне рисунки с поступками детей. Я вам их покажу, а вы ответите, какие поступки детей сделали Хорплошу доброй и аккуратной. А какие поступки совершать нельзя? 
Хорошие поступки мы разместим на одной стороне доски, а плохие на другой. (размещают рисунки).
Правильно ребята, Хорплоша сегодня наблюдала за Катей, Сережей и Женей. Поступки детей ее порадовали, и поэтому она стала аккуратной и добродушной – вот такой, (размещение вверху доброй Хорплоши) и творила добро. Вот и получается, что благодаря маленьким добрым поступкам этих детей в мире стало больше доброты. А такие поступки могут разозлить Хорплошу, она станет злой, безобразной (размещение вверху злой Хорплоши) и будет делать пакости. 
Теперь вы можете ответить почему ее зовут Хорплоша? Потому что она может быть и плохой и хорошей. А вот ее внешний вид и поведение зависят от ваших поступков.
Какой бы вы всегда хотели видеть Хорплошу?
Какие поступки вы должны совершать, чтобы она была аккуратной, добродушной и творила добро? Не забывайте, что всегда нужно творить только добрые поступки, от них на нашей планете теплее светлее и радостнее жить. А для того, чтобы вы всегда помнили о том, что каждый ваш поступок очень значим, мы в группе организуем уголок хороших поступков.
Организация уголка представлена в описании работы по введению персонажа в детских садах.
  Для того, чтобы процесс нравственного воспитания сделать наиболее эффективным, необходимо, чтобы работа шла одновременно и в детском саду и в семье. В этом могут помочь куклы – Хорплоши.

Изготовление куклы – Хорплоши.
Цель: Вызывать желание и потребность поступать хорошо.
Вызывать желание контролировать осознавать и исправлять плохие поступки. Воспитывать аккуратность. Воспитывать осознанность значимости поступков ребенка.
Назначение куклы: Хорплоша предназначена для нравственного воспитания ребенка в семье. 
Родители помогают детям изготовить куклу.
Кукла может быть изготовлена из любого материала (бумаги и картона, ниток и перьев, ткани и меха.) Хорплошу можно сделать выворотную или двустороннюю.
Первоначальная организация работы с куклой начинается в группе и заключается в следующем:
Выбор уголка, где будут жить Хорплоши.(лучше, чтобы рядом с рисунками)
Распределение мест для каждой Хорплоши.
Составление правил о чистоте и порядке в «доме» кукол. В правила включить пункт о том, что Хорплоши должны быть аккуратными, а для этого их нельзя злить плохими поступками. 
  После завершения работы, воспитатель говорит детям, что куклы - Хорплоши отправляются с ними домой, и будут следить за их поведением дома. Ребенок управляет куклой, а взрослые при помощи куклы могут направлять действия и поступки ребенка в доброе русло.  
 
  Введение персонажа «Хорплоша» в жизнь МДОУ «Детский сад № 131».
Восстановление нравственных традиций, культурного наследия, моральных качеств – одна из главных целей работы нашего детского сада, поэтому педагогический коллектив с большим интересом стал работать с персонажем Хорплошей, который придумала Вера Ивановна Кулькова.
Одна из важных причин равнодушия ребенка к окружающим – непонимание чужих эмоций, переживаний. Взрослые стараются оградить малыша от забот, от негативных эмоций, которые, по мнению родителей, отрицательно скажутся на психическом здоровье детей. Но получается, что ребенок перестает понимать, что окружающим его людям тоже может быть плохо, что с друзьями можно не только играть, но и помогать в трудную минуту. 
 Воспитатель должен видеть, что спрятано в душе детей, от чего ребенок переживает горе и неудачи. Настоящий воспитатель переживает трудности своего воспитанника вместе с ним. От того, на что взрослый обратит внимание ребенка, будет зависеть отношение малыша к окружающему миру. 
 Воспитательное воздействие Хорплоши на ребенка не самопроизвольный процесс. Дети по-своему видят действительность, они судят о своих поступках и окружающих с точки зрения своего опыта. Поэтому воспитателю необходимо умело, ненавязчиво научить ребенка правильно воспринимать и оценивать жизненные ситуации.
 Полноценное восприятие Хорплоши как живого существа способствует развитию жизненного опыта ребенка, формированию нравственно-моральных качеств детей. Общаясь с Хорплошей, дети начинают реально воспринимать действительность, понимать «Что такое хорошо и что такое плохо». 
Хорплоша поселилась рядом с детьми, она ласковая, добрая, может помочь родителям, в нужный момент успокоит друга. Но наступают такие моменты, когда из нежного существа она превращается в капризного человечка, который может нагрубить взрослым, повздорить с друзьями и даже наделать пакости. Родители смастерили Хорплош, каждая получилась со своим характером. Выдумка и фантазия родителей порадовали наш коллектив. Двусторонних Хорплош не только сшили из ворсистых тканей, но умело сделали из картона. Так у каждого ребенка в групповой комнате поселилась своя Хорплоша, которой можно управлять и воспитывать.
Для того,чтобы Хорплоши наших воспитанников были добрыми, мы проводили с детьми беседы на темы «Добрые и злые поступки», «Хорошо ли быть злым», «Легко ли быть доброжелательным». Такие беседы помогали детям обосновывать и анализировать свои поступки. Беседы проводились в форме доверительного разговора, в ходе которого ребенок мог поделиться своими радостями и вспомнить, чем он мог обидеть близких. 
Воспитатели на занятиях и в повседневной жизни создавали такие проблемные ситуации, которые позволяют детям осмысленно отнестись к окружающему миру. Большой интерес у детей вызвал такой прием, как «тренинг эмоций», детям предлагали показать: шаловливых мышат, сердитого волка, добрую Белоснежку.  
 Наша работа не обошлась без чтения детям детских художественных произведений: В.Осеева «Плохо», «Кто наказал его?», «Просто старушка»; В.Маяковский «Что такое хорошо? Что такой плохо?»; Б.Пантелеев «Трус», «Честное слово»; Л.Толстой «Старик сажал яблони»; рассказы В.Г.Сухомлинского. Влияние художественной книги на духовное развитие ребенка очень велико. Мы подобрали художественные рассказы, которые развивают в детях эмоционально-положительное отношение к добрым поступкам, непримиримость к несправедливости. Важным моментом является переход от чтения художественного произведения к беседе. Такой переход должен быть незаметным, не сбивать эмоциональный настрой, вызванный чтением. Часто по окончании чтения дети вспоминают аналогичные события, которые случались с ними. Постепенно дети стали реально анализировать поступки, объясняя как можно поступить в той или иной ситуации. Для того, чтобы дети могли контролировать свое поведение, в группах сделали «экраны поступков детей». На одной стороне доски разместили изображение доброй Хорплоши , под ним детские рисунки на тему: «Хорошие поступки», на другой стороне доски – изображение злой Хорплоши, под ним рисунки на тему «Как нельзя поступать». Подобная работа позволяет детям наглядно усвоить – какие поступки нужно совершать, чтобы Хорплоша становилась доброй и преумножала их добро. И наоборот, какие поступки не нужно делать, чтобы не злить Хорплошу, не провоцировать ее на совершение зла. Дети самоанализируют поведение, дают оценку и помещают фишку в «конверты поступков», которые разместили ниже рисунков. Важно, чтобы ребенок честно оценивал ситуации, «не приписывая» себе несуществующих достижений. Воспитатель должен тонко подойти к моменту анализа детьми своих поступков, так как некоторые дети скромны в силу своего характера и не всегда могут отметить совершенное ими доброе дело.
  Каких трудов стоило на первых порах до получения результатов сдерживать скептическое отношение родителей к «урокам добра». Многие мамы и папы считали, что лучше уделять внимание интеллектуальному развитию ребенка, чем «игре» со сказочным героем. Когда родители поняли, насколько интересна работа с персонажем для их детей, они воодушевленно вовлеклись в процесс. Помогли оформить мини библиотеки в группах, сделали для своего ребенка именную коробочку с отличительными знаками для «экрана поступков». Подобрали сюжетные картинки на тему: «Буду делать хорошо и не буду плохо». 
Пока Хорплоши живут в группах нашего детского сада, но с наступлением каникул, эти существа не оставят детей, они рядом с детьми будут выполнять свое назначение – напоминать ребенку: «И скажет всем Хорплоша,
Не забывайте, дети,
что наше назначенье
-творить добро на свете»

  Введение персонажа «Хорплоша» в жизнь 
  МДОУ «Детский сад №9» 

Одним из приоритетных направлений детского сада №9 «Теремок» 
г. Рязани является социально-нравственное воспитание дошкольников. Поэтому идея Кульковой В.И. по введению персонажа «Хорплоша» в жизнь детского сада заинтересовала педагогический коллектив ДОУ. На заседании педагогов д/с было решено поддержать автора «Хорплоши» и провести рекомендуемые ею мероприятия. 
Презентация персонажа «Хорплоша» в детском саду, устроенная Верой Ивановной, прошла очень успешно, у детей она вызвала эмоциональный отклик, а у педагогов желание работать по введению персонажа в жизнь детского сада. 
В ходе работы над этой задачей был разработан план мероприятий, позволивший воспитателям групп «Непоседы» и «Почемучки» вовлечь в эту деятельность весь коллектив детского сада, воспитанников и их родителей. В детском саду заметно изменилось поведение не только воспитанников, но и их родителей. В группах были устроены уголки Хорплоши, с помощью которых появилась возможность учить детей объективно оценивать и контролировать свои поступки, пытаться исправить последствия негативных поступков, искать возможность помочь окружающим. Это ярко отразилось в выставках детского рисунка «Как нельзя поступать», «Что такое хорошо и что такое плохо», в дневниках хорплоши. Дети групп, занимающихся по этой теме, стали более осмысленно вести себя. 
К работе удалось привлечь родителей, которые продолжили её в домашних условиях. С помощью родителей были пошиты выворотные куклы-хорплоши. Но возникли трудности с размещением этих кукол. Так как помещения детского сада очень ограничены, развивающая среда уже организована. Потребовалось найти для кукол такое место, которое позволило бы держать их всегда в поле зрения и на виду у детей, а когда понадобится и родителей. Выход был найден. Для кукол изготовили переносную столешницу, на которой укрепили конусы-подставки для них. Столешницу сделали двухцветной (сине-красной). На синей половине укрепили конусы для синих Хорплош, на красной – конусы для Хорплош розового цвета. Столешницу можно размещать по мере надобности и в спальне, и в умывальной комнате, и в групповой комнате и в других помещениях детского сада. «Как ты думаешь, какого цвета твоя Хорплоша сейчас в раздевалке?». Этот вопрос можно задать детям и во время занятий, и после сна, и в любой другой режимный момент. У воспитанников возникает необходимость осмыслить свои поступки, а у воспитателя мощный фактор воздействия на нравственное воспитание детей.
Хорплоша прижилась в «Теремке», стала его полноправным жителем. Вместе с педагогами она «воспитывает» не только детей, но порой и их родителей. Педагогами ДОУ продумываются формы работы Хорплоши с родителями, которые позволят привлечь их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе детского сада. Предполагается разработать и провести неординарные родительские собрания с участием персонажа Хорплоша. 
Самое удивительное и приятное состоит в том, что дети любят своих Хорплош независимо от того, какого они сегодня цвета. Может за то, что Хорплоши честны с детьми, не лицемеря, дают объективную оценку их поступкам? Вот тут взрослым есть, о чём задуматься. 
 
  Зам. зав.по В.М.Р. МДОУ № 9 Назарова З.Е.
  Зам.зав.по В.М.Р. МДОУ № 131 Дергунова Т.А.  
  Педагог – психолог МДОУ №10 Солдатова Л.А. 
  Педагог, автор проекта Кулькова В.И.
  г.Рязань

(4912) 32-64-01
89209588307

Назад 

Страниц: 1
Опубликовано: 03.08.09 | Просмотров: 9878 | [ + ]   [ - ]   | Печать

Активных опросов на данный момент нет.





Поиск

Подписка на новости
Подписаться


В случае перепечатки материалов сайта активная гиперссылка на horplosha.ru обязательна
© 2006-2009